babbdoorsnig

17.02
12:45

Фэнтезийный реализм.


После прочтения "Осени патриарха" у меня появились несколько важных выводов, причём в любимом мною сравнении с другими писателями. Во-первых, фэнтези в той или иной степени "покусал" практически всех писателей ХХ-го века - это такой модернистский приём. И если даже Рэй Брэдбери сознался, что в его "Марсианских хрониках" лишь 5% научной фантастики и 95% фэнтези, то что же говорить об остальных… Маркес обходится без этих 5%. Очень интересно сравнить картину власти у Маркеса, Клайва Льюиса и Толкина. И то, как фэнтези сочетается с вполне себе реалистичными картинами. У Льюиса - это классические "попаданцы" из реального мира в волшебную Нарнию, где регулярно необходимо бороться за справедливую власть. И восстановленная власть оказывается сверхправильной, впрочем, Льюис на деталях внимание не акцентирует, и социум Нарнии в периодах затишья существует сам по себе, и власть обозначается лишь на торжествах. У Толкина - полностью автономный вымышленный мир, и власть чётко делится на белую и чёрную. В отличие от Льюиса, правда, властители могут и совершать ошибки, и немалые. А вот у Маркеса - совершенно фантастическое смешение реальности и фэнтези, здесь и сейчас. Вроде бы можно узнать и страну, и правителя, и множество документальных деталей. Но (!) герои Маркеса куда более волшебны, чем даже толкиновские эльфы. По продолжительности жизни они превосходят хоббитов и вполне соответствуют гномам. Да и вообще, порой творят такие вещи, которые Толкин не дозволял делать даже магам с их жезлами. Интересное впечатление - если книга Толкина - это совершенно выдуманный мир, в котором легко узнаются черты нашего, то у Маркеса - это наш мир, который невозможно узнать, - вроде бы и он, а вроде и нет. Если уж сравнивать с театром - книга Толкина это классическая пьеса с узнаваемыми персонажами, но - всё это на сцене. А у Маркеса - это экспериментальная постановка, где клоуны и шуты бегают по залу и хлопают зрителей по плечам, и узнать героев можно с трудом - настолько гротескны их костюмы и грим. Во-вторых, по прочтении "Ста лет одиночества", "Полковника…" и "Осени патриарха", столь же неизбежно приходит одна мысль - Маркес пишет об одном и том же герое! Да и второстепенные герои одни и те же. Полковник Буэндия, последний ветеран гражданской войны, диктатор-долгожитель - это один и тот же человек, проживающий одну и ту же жизнь. В-третьих, Маркес обнажает философию государственной власти. И все государства мира, в той или иной степени, следуют этой философии… А главный вывод по прочтении "Осени патриарха" - от любви до ненависти один шаг! Сегодня тебя любят, завтра ненавидят, а иногда и любят, и ненавидят одновременно.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки